Консультации для родителей

 

Изображение

Познание мира ребенком 5-6 лет

Что можно разрешать ребенку 5-6 лет

Беседа с ребенком 5-6 лет

Как приобщить ребенка к книге в процессе изучения сказок

  Картинки по запросу картинка дети читают книгу

В настоящее время дети с малых лет приобщаются к телевидению, компьютерным играм, интернету. Все меньше и реже обращают внимание на литературные произведения. Мало или совсем нет домашнего чтения, родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребенку лучше и правильно развивать и осваивать речь, воспитать правильное, бережное отношение к книге ,развивать детское воображение.
В связи с тем и возникает проблема как правильно сформировать интерес ребенка к книге, к народному фольклору , к сказкам. Ведь у детей раннего возраста именно через сказки формируются первые представления о добре и зле, о хорошем и плохом , о любви к животным. Чтение родителями сказок детям очень помогает для правильного развития речи ребенка.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратило своё предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощённым диснеевским стилем, пересказы известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочные действия из нравственно — поучительного в число развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определённые образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки — сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывания их внукам, передавали им нравственные традиции. Через сказку учили законам добра и красоты.

Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческие способности вашего малыша.
А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить малышу позитивные эмоции, и наши методики.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Родителям дошколят иногда хочется поторопить время и сделать своих малышей старше их возраста. Едва ли не с самого рождения взрослые учат детей чтению, счету, отдают предпочтение энциклопедическим знаниям, но забывают о сказках и стихах. В результате трехлетние мудрецы не верят в Деда Мороза, не знают «Трех медведей», но замечательно ориентируются в динозаврах и компьютерах. Действуя из самых лучших побуждений, родители, увы, тормозят развитие важнейшего для дошкольников образного мышления — способности мысленно воспроизводить и осуществлять действия с объектами в их образном представлении. А ведь ни в каком другом возрасте у ребенка нет таких психических возможностей для развития этого вида мышления. А ведь чем лучше развито образное мышление, тем сильнее так называемая обучаемость ребенка.
Так, с помощью ярких, впечатляющих образов вы можете увлечь ребенка любой областью человеческих знаний, заинтересовать любой деятельностью. Если вы превратите обычную кисточку для рисования в Королеву Кисточку, то малышу будет легче с ней обращаться бережно, а работать с пластилином будет не так утомительно, если приговаривать: «Господин Пластилин, не ленись! И в кого я скажу, превратись!»
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.
Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи.
Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

Заблуждение родителей:
Родители дошкольников иногда недооценивают роль сказки в развитии ребенка. Детские сказки заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Аргументируя свою позицию, мамы и папы заявляют, что знакомят детей с реальным окружающим миром, а не с выдуманными небылицами, Л. Ф. Обухова: «Помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем».
В действительности дошкольный возраст — это возраст сказки. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Особенно это относится к народной сказке, над которой трудились тысячи людей, отбрасывая неважные детали и добавляя важные. Это сделало сказку сгустком человеческой мудрости и опыта. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей.

Ребенок не просто слушает сказку, а становится героем произведения и пытается преодолеть стоящие на пути препятствия. Он находит в сказке решение насущных жизненных проблем. Сказка в полной мере учитывает возрастные возможности дошкольника, поскольку:
— язык сказки доступен ребенку;
— сказка опирается на образное мышление малыша: наслаждаясь ее образами, ребенок незаметно для себя усваивает информацию, в то же время сказка развивает и логику;
— настроение сказки очень близко эмоциональному миру ребенка. В сказке часто встречаются образы животных, говорящих и действующих, как люди. Это очень понятно малышу, посколько в этом возрасте он не сомневается, что представители мира живой и неживой природы, сказочные существа наделены такими же свойствами, что и окружающие его люди и, естественно, он сам;
— чтение сказки — один из лучших способов привить ребенку любовь к книге.
Как сделать сказку другом вашего малыша?
  1. При выборе книг не забывайте: у маленьких детей понимание текста имеется только тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книги должны быть с картинками.
  2. Возможно, вам придется читать одну и ту же сказку своему малышу много раз. Иногда дети просят почитать полюбившуюся книгу снова и снова. Происходит это по несколькимпричинам. При прослушивании сказки ребенок воспринимает текст частично. Упущенное достраивается с помощью фантазии самого маленького слушателя. Поэтому одна и та же сказка предстает перед ним каждый раз по-разному. Кроме того, ребенок «вживается» в сказку, становится ее главным героем и переживает все события как реальные. Раз за разом проходя сказочные испытания, ребенок оттачивает свои личностные качества.
  3. Читая сказку ребенку в очередной раз, старайтесь разнообразить стиль прочтения: прочитайте быстрее или медленнее, сдержаннее или эмоциональнее и т. д.
  4. Если ребенок впечатлителен, «страшные» эпизоды сказки не стоит выделять выразительным чтением.
  5. Прочитав сказку, попросите ребенка нарисовать иллюстрацию к ней, слепить героев из пластилина. Посмотрите спектакль или фильм по этому произведению, сыграйте его в домашнем театре. Такие «послесказия» позволяют ребенку глубже понять и почувствовать сказку.
В сказке кроется огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. Чем полнее используются ресурсы сказки, тем ярче и интереснее жизнь малыша.
Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.
При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной.
В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности. Поэтому такие произведения необходимо исключать из детского восприятия.
При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими «недугами». В психологии этот метод работы с детьми, испытывающими те или иные затруднения, называется сказкотерапия. Различные авторы, использующие этот метод в своей работе (Д. Бретт, Д. Миллс, Р. Кроули, Д. Соколов, Л. П. Стрелкова и др.) указывают, что применение сказкотерапии позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных , так и глубоко личностных), возникающих у детей дошкольного , младшего и др. возрастов. В частности посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т. д.
Кроме того, сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
  • Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия — это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
  • Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, как утверждает И.В. Дубровина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью.
А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», — подчеркивала А. М. Виноградова. По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность и т.д.

 Картинки по запросу картинка дети читают книгу
В детстве самое главное — это сказка. Ведь с помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды познает этот огромный и многообразный мир, готовится к взрослой жизни.
В детском дошкольном учреждении сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой — основной деятельностью в этом возрасте. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т. п.), научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства
Читая своим деткам сказки и изображая сказочных персонажей, родители окунутся в атмосферу детства, отвлекутся от суеты, а малышей научат доброте, справедливости и другим истинным жизненным ценностям. Совместные игры сближают родителей и детей, способствуют установлению дружеских и доверительных отношений. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Читайте детям сказки, ведь дети их так любят.

10 заповедей для родителей

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему тяжела она не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке. Не мучь себя, если не можешь сделать что- то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни для ребенка сделано не достаточно, если не сделано все.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

 

 

Игры без расписания 

Как быстро летит время! Кажется, совсем недавно дети пришли в детский сад, и вот они уже стоят на пороге школы. До неё осталось совсем немного. И чем меньше времени остаётся, тем с большим энтузиазмом, усилием некоторые родители начинают готовить своих детей к обучению в школе.
На самом же деле невозможно за короткий период времени подготовить ребёнка на 100%. Такой «мозговой штурм» не всегда бывает эффективен, а в некоторых случаях даже вреден, и им можно добиться совершенно обратного результата.
Сегодня мы поговорим о том, как подготовить ребёнка к школе не навредив ему.
Существует 3 аспекта готовности ребёнка к школе: физическая готовность, психологическая и интеллектуальная.
Физическая готовность – это здоровье ребёнка. Все вы прекрасно понимаете, как важно укреплять здоровье ребёнка, чтобы в школе он как можно меньше болел, а значит, меньше пропускал учебного материала, т.к. от этого тоже зависит успеваемость. Впереди – лето. Целых 3 месяца даны не для того, чтобы усиленно заниматься, а на то, чтобы дать ребёнку отдохнуть, набраться сил, направить все усилия на его оздоровление.
   Психологическая готовность: в первую очередь у ребёнка должна быть сформирована учебная мотивация. Надо сделать всё для того, чтобы ребёнок был морально готов пойти в школу, был настроен на это, шёл туда с желанием и радостью, чтобы он  ХОТЕЛ  УЧИТЬСЯ  В  ШКОЛЕ.
Для этого читайте стихи и рассказы о школе, по возможности смотрите фильмы, рассказывайте о положительных моментах своей школьной жизни, школьных друзьях, интересных случаях, рассматривайте школьные альбомы.
Попросите ребёнка ответить на следующие вопросы:
  • Что такое урок?
  • Что такое перемена? Для чего она нужна?
  • Как обращаться к учителю?
  • Как привлечь к себе внимание на уроке, если надо…?
  • Как узнают, когда начинается урок, а когда заканчивается?
  • Как называется стол, за которым пишут в школе?
  • Что такое отметка?
  • Какие отметки хорошие, а какие плохие?
  • Что такое школьный дневник?
  • Что такое каникулы?
   Интеллектуальная готовность – это те знания, умения и навыки, с которыми ребёнок придёт в школу.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать младший школьник, чтобы обучение проходило успешно?
(высказывания родителей)
  • Для успешного обучения в школе у ребёнка должен быть сформирован внутренний план действий, т.е. способность действовать в уме.
  • Одновременно с этим важно то, что ребёнок должен обладать достаточным запасом общих и практических знаний и умений.
  • Необходимым качеством является произвольность деятельности, т.е. умение подчинять свои действия правилам, которые устанавливает учитель.
  • Важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты такие психические процессы, как восприятие, внимание, память, мышление, развита мелкая моторика (хорошие ручные умения).
  • А также личностные качества: усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, творческая активность и инициативность.
Подготовка к школе ни в коем случае не должна сводиться к обучению ребёнка чтению, письму, и т.д. Все эти умения и навыки легко могут быть сформированы при наличиивышеперечисленных характеристик. Однако при недостаточном развитии этих характеристик ребёнок активно «натаскивается» в отношении каких-то конкретных умений, что может пагубно отразиться на его дальнейшем развитии.
Из всего вышесказанного делаем вывод: к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретно сформированные навыки (чтения, письма, счёта, и т.д.), а способность воспринимать и усваивать новый материал, т.е. способность кобучению.
Как же помочь детям развить все эти перечисленные качества?
Давайте вспомним, какая деятельность характерна для дошкольника. (Игра)
Однако, чем ближе школа, тем больше игра вытесняется учебной деятельностью.
Ранняя загруженность учебной деятельностью ведёт к тому, что дети всё раньше становятся маленькими школьниками. Раннее обучение нарушает специфику дошкольного этапа развития ребёнка. Такая подготовка не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению.
По данным психологов, успешностью в обучении отличаются те дети, которые исчерпали возможности развития в рамках дошкольного возраста с его ведущей деятельностью – игрой. А «ненаигравшиеся» дети характеризуются худшей успеваемостью, несформированностью мотивов учёбы и познания, быстро утрачивают интерес к школе. Те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе к новой ведущей деятельности – учебной.
Тема нашего собрания «Игры без расписания», и сегодня мы вспомним те игры и упражнения, которые очень полезны при подготовке детей к школе, и которые способствуют развитию всех тех качеств, о которых мы говорили.
Почему «без расписания»? Потому что в них можно играть где угодно и когда угодно: дома, на улице, по дороге в детский сад и обратно. Они не требуют большого количества игрового материала.

  • Дети очень любят разгадывать такие задачки-шутки, например:
— Цапля на одной ноге весит 5 кг, а сколько она будет весить на двух ногах?
— Что тяжелее: 1кг железа или 1кг ваты?
— Сколько хвостов у 10 коров?
— Сколько ушей у двух малышей?
— А сколько ушек у двух старушек?
  • Упражнение «Один – много»: вы называете один предмет, а ребёнок много (книга, собака, ухо, ножницы, свеча, окно, стул, стол, пальто, дерево, и т.д.)
Если ребёнок называет слова без ошибок, значит ваши усилия не пропали даром, если сделал 1-2 ошибки – надо заниматься дальше, если 3 и больше – уделите занятиям больше времени.
  • «У меня лучше»: образование сравнительной степени имён прилагательных. (хороший – ещё лучше, чистый – ещё чище, красивый – ещё красивее, весёлый – ещё веселее, мягкий – ещё мягче, сладкий – ещё слаще, и т.д.)
  • «Один, три, пять»: работа над окончаниями слов ( 1 арбуз, 3 арбуза, 5 арбузов; 1 помидор, 3 помидора, 5 помидоров; 1 яблоко, 3 яблока, 5 яблок )
  • «Назови слово на последний звук» — развивает фонематический слух ( гриб, барабан, нос, самолёт, танк, корабль, лимон, и т.д.)
  • Диктант «Рисуем по клеточкам» — развивает внимание, мелкую моторику умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • Игры с палочками: развивают зрительное восприятие, память, внимание, мелкую моторику. Взрослый выкладывает из палочек какую-либо фигуру, даёт ребёнку рассмотреть её 2-4 секунды, а затем закрывает листком.
Ребёнок выкладывает такую же фигуру.
  • Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?» — для тренировки зрительной памяти. 10 игрушек расставлены на столе в любом порядке. Ребёнок смотрит на них 10 секунд, а затем отворачивается. Взрослый меняет игрушки местами, убирает одну или несколько.
  • «Кто больше запомнит?» — развитие слуховой памяти. Взрослый называет слова от 5 до 7, ребёнок должен их повторить.
  • Очень полезны упражнения, развивающие и укрепляющие мелкие мышцы рук: лепка из пластилина и солёного теста, рисование, аппликация, игры с конструкторами, мозаикой.
  • Кроме этого разучивайте с детьми больше стихов, пословиц, поговорок, сочиняйте сказки, пересказывайте рассказы, отгадывайте загадки, решайте ребусы, головоломки, кроссворды.

Правила, которые необходимо выполнять, занимаясь с детьми:
  • Не стоит сосредотачиваться на выработке конкретных навыков ( чтения, сложения, вычитания). Методические приёмы в начальной школе постоянно меняются, существует множество программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что в дальнейшем только затруднит обучение ребёнка.
  • Повторяйте игры и упражнения. Развитие умственных способностей определяется временем и практикой. Если что-то не получается, сделайте перерыв, вернитесь к этому заданию позднее или предложите более лёгкий вариант.
  • Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку слишком сложные задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
  • Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, хвалите за терпение, настойчивость.
  • Никогда не сравнивайте его с другими детьми. Формируйте уверенность в своих силах.
  • Не принуждайте ребёнка – все занятия должны быть добровольными. Постарайтесь заинтересовать.
  • Длительность занятий не должна превышать 30-35 минут.
  • Не давайте задания, если ребёнок устал, утомлён.
  • Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер.

И как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, чтобы ребёнок стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что отличник он или двоечник – он всё равно для вас самый любимый, и вы поможете ему справиться с любыми трудностями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий