Словарь:
1. Формирование понятий об осени: осень,
листопад, урожай, заморозки, дождь, стая, берлога, дупло, листва, пора,
еж, белка, медведь, заяц, плащ, куртка, сапоги, зонт, листья, лес.
2. Глагольный словарь: опадать, запасать, менять, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать.
3. Словарь качеств и признаков осенних явлений: поздняя, осенний, дождливый, холодный, рыжий, белый, пасмурный, прохладный.
- пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро.
4. Антонимы: теплый - холодный, ранний - поздний, солнечно – пасмурно.
5. Образование родственных слов:
1)поздно – поздний, хмуро – хмурое;
2)холодный – холодать, морозный - морозить;
3) холод – холодный, мороз - морозный;
4)день с дождем – дождливый, день с ветром - ветреный);
5. дождь – дождливый (день, дождевой (плащ).
Грамматический строй речи
1. Подбор признаков к предмету.
Согласование существительных и прилагательных: осень – поздняя.
2. Образование множественного числа существительных. Лист – листья, дождь - дожди.
3. Согласование в роде,числе,падеже
. Один пасмурный день; много листьев;
4. Использование предлогов.
- Ходили в лес (предлог "за": за грибами, за ягодами.
-Собирали грибы (предлоги "в", "у", "за", "под", "между": в корзину, в ведро); находили грибы за пеньком гриб, под елкой, у сосны, между березами).
-Собирали урожай (предлог "в": в мешок картошку, в ящик помидоры).
-Звери готовятся к зиме (ищет берлогу, готовит запасы, меняет шерстку);
Развитие познавательных процессов:
1. Загадки о явлениях в природе осенью.
2 «Да или нет» (угадай предмет по описанию).
3. Составь цепочку слов к слову «осень» (лист, лужа, гриб, корзина).
4. Найди такой же … (сравнить картинки).
5.» Чем похожи и что различает?» (сравнить картинки с изображением лета и осени).
6. «Где чей домик?» (подобрать лист к дереву).
7. Создание проблемных ситуаций:
-Что поможет сохранить воспоминания об осени?
-Что будет, если листопада не будет; перелетные птицы останутся зимовать; заяц останется серым, а белка рыжей?
-Нужен ли дождь и ветер (плюсы и минусы?
-Объясни слова: листопад, грибник, ягодник, школьник?
8. Как ты понимаешь выражение:
-Дрожит, как осиновый лист
-Сесть в лужу.
-После дождичка в четверг.
4. Развитие связной речи.
1. Прекрасная пора.
2. Осенний лес.
3. Осенний город.
4. Почему ты решил,что на картинке осень?.
5. Подготовка животных к зиме.
6. Чем заняты взрослые осенью?.
7. Во что мы осенью играем?
8. Рассказы по темам:
-Расскажи о признаках осени.
-Осенние периоды (ранняя,золотая,поздняя).
-Представь себя листочком и отправляйся в путешествие.
2. Глагольный словарь: опадать, запасать, менять, сушить, засыхать, дуть, засыпать, собирать.
3. Словарь качеств и признаков осенних явлений: поздняя, осенний, дождливый, холодный, рыжий, белый, пасмурный, прохладный.
- пасмурно, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро.
4. Антонимы: теплый - холодный, ранний - поздний, солнечно – пасмурно.
5. Образование родственных слов:
1)поздно – поздний, хмуро – хмурое;
2)холодный – холодать, морозный - морозить;
3) холод – холодный, мороз - морозный;
4)день с дождем – дождливый, день с ветром - ветреный);
5. дождь – дождливый (день, дождевой (плащ).
Грамматический строй речи
1. Подбор признаков к предмету.
Согласование существительных и прилагательных: осень – поздняя.
2. Образование множественного числа существительных. Лист – листья, дождь - дожди.
3. Согласование в роде,числе,падеже
. Один пасмурный день; много листьев;
4. Использование предлогов.
- Ходили в лес (предлог "за": за грибами, за ягодами.
-Собирали грибы (предлоги "в", "у", "за", "под", "между": в корзину, в ведро); находили грибы за пеньком гриб, под елкой, у сосны, между березами).
-Собирали урожай (предлог "в": в мешок картошку, в ящик помидоры).
-Звери готовятся к зиме (ищет берлогу, готовит запасы, меняет шерстку);
Развитие познавательных процессов:
1. Загадки о явлениях в природе осенью.
2 «Да или нет» (угадай предмет по описанию).
3. Составь цепочку слов к слову «осень» (лист, лужа, гриб, корзина).
4. Найди такой же … (сравнить картинки).
5.» Чем похожи и что различает?» (сравнить картинки с изображением лета и осени).
6. «Где чей домик?» (подобрать лист к дереву).
7. Создание проблемных ситуаций:
-Что поможет сохранить воспоминания об осени?
-Что будет, если листопада не будет; перелетные птицы останутся зимовать; заяц останется серым, а белка рыжей?
-Нужен ли дождь и ветер (плюсы и минусы?
-Объясни слова: листопад, грибник, ягодник, школьник?
8. Как ты понимаешь выражение:
-Дрожит, как осиновый лист
-Сесть в лужу.
-После дождичка в четверг.
4. Развитие связной речи.
1. Прекрасная пора.
2. Осенний лес.
3. Осенний город.
4. Почему ты решил,что на картинке осень?.
5. Подготовка животных к зиме.
6. Чем заняты взрослые осенью?.
7. Во что мы осенью играем?
8. Рассказы по темам:
-Расскажи о признаках осени.
-Осенние периоды (ранняя,золотая,поздняя).
-Представь себя листочком и отправляйся в путешествие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий